Что такое тяга Панара и зачем она нужна?

Есть в зависимой подвеске транспортного средства «тяга Панара». Это штанга реактивная, не позволяющая мосту перемещаться или оси транспортного средства в поперечном направлении.

Поведаем вам, почему тяга Панара так называется, все просто. Ее изобрели в компании Panhard-Levasseur (Панар-Левассор) еще в начала 20 век. Без малого век она продолжает использоваться. Когда зависимая подвеска колес работает, ось авто должна беспрепятственно перемещаться в вертикальной плоскости.

Вместе с этим оси (будем называть ее так) в идеале совсем не нужно совершать продольные и поперечные перемещения – это грозит нарушением установочных параметров автомобильного шасси. Это влечет нарушение управляемости, а с нею и ухудшение безопасности. Попробуем объяснить, зачем нужна тяга Панара на машине в целом. Она установлена для того, чтобы мост не перемещался в поперечной плоскости, когда на него влияет сила реакции дороги, обладающая боковой направленностью.

Эта сила возникает, когда машина поворачивает или перестраивается. Здесь тяга Панара на ВАЗ и других машинах обеспечивает нормальное перемещение подвески вверх-вниз – это. Как помним, ее рабочий ход. Это поперечная тяга, одним концом зафиксированная на раме либо несущем кузове при помощи шарнира. Вторая часть зафиксирована на мостовой балке. Шарниры подвижны в одной степени, благодаря чему тяга Панара на автомобиле не ограничивает вертикальное перемещение моста (а это, как помним, ход колесной подвески).

Однако, тяга Панара фактически сводит к нулю поперечное перемещение моста. Да, тяга Панара в пружинной подвеске автомобиля не позволяет уводить мост, но продольные перемещения во время набора скорости и замедления полностью ей не подвластны. Здесь помогают продольные направляющие рычаги в подвеске. Вместо них подойдет и единый рычаг, напоминающий конфигурацией букву "А". Он известен как дышло.

Обычно тяга Панара в рессорной подвеске не используется. Устройство и расположение рессор позволяет им в определенной степени не давать оси значительно перемещаться поперечно и продольно. Правда, рессорные листы податливы в поперечном направлении, так что элемент заставит машину вести себя лучше.

А есть еще механизм Уатта, он совершеннее тяги Панара. Он может почти совсем устранить боковые смещения моста невзирая на величину хода подвески.

И все же тяга Панара проще по конструкции, хотя имеет существенный минус. Мост, где она стоит, имеет возможность передвижения по дуге в отношении кузова техники. Дуга эта по радиусу идентична длине "панаровской" штанги. Так что установка тяги Панара на машину приводит к тому, что мост меньше перемещается в поперечной плоскости, имея влияние "дорожных" сил реакции. Но во время рабочего хода подвески перемещение все-таки остается значительным.

То есть, тяга Панара эффективность 100% не имеет. В случае излишне короткой тяги большой ход подвески обернется ухудшением управления. Вот почему устройство Панара у автотранспорта с неширокой колеей и длинноходной подвеской очень нежелательна. Хотя, есть тяга Панара с двумя реактивными штангами:

1. Первая идет от кузова машины к точке, где выполнено соединение с другой штангой.

2. Деталь No2 проходит от точки соединения до балки автомобильного моста.

Кстати, на некоторых машинах механизм Уатта нереально смонтировать на переднем приводе, и на помощь приходит изобретение компании "Панар-Левассор".