Почему нельзя сразу глушить двигатель с турбонаддувом в жару? Да и не только в жару… И не только с турбиной...

Почему нельзя сразу глушить двигатель с турбонаддувом в жару? Да и не только в жару… И не только с турбиной...

Задумывался ли каждый водитель о том, что причинить вред силовому агрегату транспортного средства можно буквально одним действием? Приехали, допустим, вы куда-то, и тут же заглушили мотор, ведь надо быстрее отправляться по важным делам. Но поворот ключа зажигания в положение «выкл» может обернуться катастрофой под капотом.

Начнем с того, зачем нужен турботаймер на автомобиле с турбированным двигателем, ведь не просто так он там присутствует! Эта простая опция обеспечивает принудительную работу мотора и вентилятора радиатора системы охлаждения в течение нескольких минут после выключения зажигания. Этого времени хватает, чтобы циркулирующее масло в режиме холостых оборотов двигателя охладило и турбину, и сам двигатель в целом.

Мы понимаем, почему нельзя глушить двигатель с турбонаддувом сразу после остановки, но на самом деле и простой атмосферный мотор ждет аналогичный эффект. Согласны, что температура нагрева турбины колоссальная, и после остановки двигателя она перегреется и деформируется без охлаждения маслом. Оставшаяся на турбинных поверхностях смазка может превратиться от температуры в нечто гудроноподобное...

Очень справедливо не глушить мотор в сильную жару сразу после поездки по загородной трассе на максимально разрешенной скорости, когда из мотора выжимались едва ли не всего лошадиные силы. Чем больше энергии производит силовой агрегат, тем больше он греется. Представим, что мы остановились купить водички в придорожном магазине, тут же остановили ДВС, выдернули ключ, закрыли машины и пошли за покупкой.

Объясним, почему нельзя глушить двигатель сразу после поездки в жару, а лучше вообще при любой погоде:

1. Перестает работать насос охлаждающей жидкости, она не циркулирует.

2. Не качает и масляный насос, а масло ведь тоже играет роль охладителя.

3. И, наконец, перестает вращаться вентилятор радиатора.

А мотор у нас нагрет до такой степени, что сам себя точно не охладит. Тем более, под капотом стоит жара, как в бане. Когда не работает помпа системы охлаждения, перестает охлаждаться блок цилиндров, и горячий антифриз поднимается к ГБЦ, где катастрофически медленно остывает, поскольку на улице жарко, а под капотом почти духовка. В итоге перегрев ГБЦ и верхней части самого блока цилиндров очень вероятны.

Возможно, деформация ГБЦ с первого раза не произойдет, но если такое случится, то тосол уходит в масло, а масло уходит в тосол, и капитальный ремонт двигателя на СТО станет логичным итогом такого вот обмена веществ. К счастью, многие современные автомобили защищены от подобного развития событий. Электроника решает, надо ли прогнать ОЖ по системе и включить ли вентилятор системы охлаждения для сброса температуры.

То есть, вы отключили зажигание, но помпа и вентилятор не останавливаются, пока температура двигателя чревата перегревом. Если вы не уверены в наличии подобной системе на вашем авто. Пусть мотор поработает на холостых оборотах несколько минут, а потом глушите его, когда он охладится. Счастливого пути!